Czesław (czeslaw_list) wrote,
Czesław
czeslaw_list

Categories:

Что такое совесть?

   Теологические исследования Czesław List
______________________________________

совесть

Совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний, способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, предписывающий ему нормы долженствования и запреты.



Совесть у человека либо есть или нет. Она не приобретается, а когда (если) имеется, то как дар изначально от Бога (природы).

Совесть, - окно принятия Бога, а не двери культового сооружения. У немощных христиан немощная совесть.

Библия открывает все, что касается самого человека и Бога.

Совесть с точки зрения библейского богословия, - это внутренний голос, определяющий, что правильно и что неправильно, также, интуитивная способность, посредством которой судят о действии, как совершенном, так и возможном. Это не столько теоретическое знание о добре и зле, сколько конкретное суждение, посредством которого решают: является (явился) ли данный поступок хорошим или дурным.

Совесть в отношении к греху помогает христианам делать правильный выбор и осуждает грехи. Совесть понуждает страдать от присутствия греха. "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас" (1Иоан.1:8), ибо Плоть вынуждает делать зло, которого человек не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится. "Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Бога) лживым" (1Иоан.1:10).

Совесть христианина в отношении к греху:
      - помогает нам делать правильный выбор  →  Рим.2:15 ; 2Кор.1:12
      - осуждает наши грехи  →  2Цар.24:10; Деян.2:37 ; 1Кор.8:7
      - может быть развращена  →  Притч 30:20 ; Еф.4:19 ; 1Тим.4:2
      - добрая совесть может быть отвергнута  →  1Тим.1:19

В Новом Завете Иисус Христос не отменяет Закона, но показывает, что его исполнением должна руководить чистота намерений. Христос определяет поле действия Совести, уча судить согласно голосу сердца (Мф.15:1-20), с чистым оком (Лк.11.34), в присутствии Отца, Который видит тайное (Мф 6.4,6,18). Так Иисус приуготовил явление свободной Совесть ко дню, когда, по словам Павла, Закон не будет только внешним по отношению к человеку, но обретет свое значение и свою силу благодаря Духу Святому, вселившемуся в сердце.

Совесть христианина в отношении к Христу:
      - очищается через Христа  →  Евр.9:14 ; Евр.10:19,22
      - подвигает нас любить ближнего  →  1Тим.1:5
      - подвигает нас повиноваться закону Божию  →  1Ин 3:21,22
      - должна быть чиста  →  Деян.24:16 ; 1Тим.3:9 ; Евр.13:18

Совесть христианина и другие христиане:
      - у немощных христиан немощная совесть  →  1Кор.8:7,10 ; 1Кор.10:27-29
      - слабая христианская вера может быть разрушена  →  Рим.14:14,15 ; 1Кор.8:11
      - мы должны оберегать слабого христианина  →  Рим.14:13,15,19-21 ; 1Кор.8:9-13 ; 1Кор.10:27-32
      - мы не должны судить совесть других людей  →  Рим.14:1-13 ; 1Кор.10:29
__________________________________

С точки зрения Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

Рассуждения Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

Будучи олицетворением совести, Сверх - Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

Согласно Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

По словам Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх - Я.

Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

Э.Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.

      В.Лейбин. 2010 год.   Источник .
__________________________________

Совесть, – врожденное качество. Как часто люди прислушиваются к своей совести и какие факторы влияют на человека, кем быть выгоднее – бессовестным дельцом или взвешивающим свои поступки моралистом, когда нужно принять решение – честность или выгода?


    →   Потерянный кошелек - жажда денег или совесть .

Фильм "Совесть" о том, что совесть – врожденное качество, а не результат воспитания.


Источник   →   Документальный фильм "Совесть" .

Фильм "Совесть - скрываемая истина"


Источник   →   Совесть .


По теме:

Каждый человек знает что он не идеален, но в душе уверен что он самый лучший
Анатомия греха - от Адама и Евы, до дней сегодняшних
Что такое любовь?
Ложь и ересь патриотизма
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ионна 2:15)
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос» (Мф.23:8-10)
Не самоуверен ли человек говоря о своей вере и праведности?! Проверь себя
Тринадцать коротких видео, которые расширяют сознание, выводят из зомбированного мышления и вправляют мозг


Автор-составитель  ©Czesław List

Назад   →   Ответы на вопросы   Теология   Тайные страницы
Tags: Ответы на вопросы, Тайные страницы, Теологические исследования, Теологические исследования Czesław List
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments