Я

Смертная казнь и Библия

   Теологические исследования Czesław List
______________________________________


«Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений», - Ницше

Сегодня общество убеждают в том, что Библия выступает против смертной казни. Утверждение, что Бог не поддерживает смертную казнь, не соответствует действительности. В Библии иллюстрируется смертная казнь. Но, было бы самонадеетельностью считать, что человек может брать на себя функцию Бога в этом деянии и может придумать наказание более справедливое чем Бог, или быть милосерднее Его.

christ_851
Герард Давид . ХРИСТА ПРИГВОЖДАЮТ КО КРЕСТУ. 1480-1485. Национальная галерея. Лондон. Англия


В христианской жизни, для верующего, постоянный судья только Бог. Но в земной жизни живут разные люди, в том числе, с разной верой в Бога и Его пониманием. Есть те, кто без веры в Бога или с верой в земных богов, божественные существа, считающие себя богом. Но, независимо от веры или безверия, общее у всех людей одно; испорченная неизлечимой и наследственной болезнью плоть. Ибо плоть вынуждает человека делать зло, которого он не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится. Это страшное наследие от первородного греха, которое мешает падшему во грехе человеку сосуществовать в мире и согласии, и приводило к краху на земле всего живого — Ноеву Потопу.

О смертной казни или убийстве косвенно упоминается еще задолго до Потопа, когда Каин убил Авеля. Бог запретил людям мстить Каину за убийство брата. «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». (Быт.4:13-15)

В допотопном мире и до существования государств смертная казнь отсутствовала, люди жили в условиях полной свободы, которая скорее напоминала анархию. И человечество продемонстрировало, как оно может жить в условиях анархии. Из библейского описания допотопного человечества видно, что зло, насилие и разврат усилились до такой степени, что Богу пришлось затопить весь мир водой. Однако сразу после Потопа Ною был дан другой глагол: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).

По причине испорченной природы человека совершаются на земле преступления. С развитием общества и появлением государств со своей системой органов власти, институт правосудия в государстве стал необходимостью. Назначение государства - обеспечить справедливые и равные условия для всех своих граждан. Для победы добра над злом, в том числе за содеянные людьми преступления, в собществе граждан установлены функции судьи и исполнения приговоров. Они делегированы высшим властям, которое выступает "третьей" стороной между жертвой и совершившим преступление.

Только "третья" сторона - суд на основании закона, а не человек, в праве выносить решения за преступления. А приговор по решению суда правомочны исполнять лишь служба исполнения наказаний.

Смертная казнь, это лишение человека жизни в качестве наказания. Верховенство закона и страх за неотвратимость наказания, - единственная сила способная останавливать преступления и обеспечивать цивилизованное сосуществование.

Христиане живут одновременно в двух сферах, являясь членами Церкви и гражданами государства. И, как "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." (Рим. 13:1).

Ветхозаветная часть Библии говорит о смертной казни. Указаний на необходимость её отмены нет и в Священном Писании Нового Завета. Смертная казнь в Ветхом завете, как и в законах других древних народов, служила наказанием за тяжкое преступление. Этот Закон регулировал не только отношения между Богом и человеком, но и отношения между людьми.

Ветхозаветный Закон выносил смертный приговор, как наказание за следующие действия:

     - убийство (Исход 21:12),
     - похищение человека (Исход 21:16),
     - скотоложство (Исход 22:19),
     - прелюбодеяние (Лев.20:10),
     - гомосексуализм (Левит 20:13),
     - ложных пророков (Втор.13:5, Втор.18:20),
     - проституцию и изнасилования (Втор. 22:24),
     - несоблюдение субботы (Исх.31:13-15),
     - потерю девства до брака (Втор.22:20-21),
     - богохульство (Лев.24:16),
     - непослушание, злословие, избиение родителей (Втор.21:18, Исх.21:18,15),
     - колдовство и вызывание мертвых (Лев.20:27),
     - идолопоклонство и подстрекательство отступить от Господа (Втор.13),
     - изнасилование обрученной (Втор.22:25),
     - небрежное содержание животного, повлекшее причинение животным смерти человеку (Исх.21:29),
     - участие посторонних в храмовом священнослужении (Чис.3:10, Чис.18:7, Чис.1:51), а также за ряд других преступлений (Числа 35, Вт. 19:15-21 и др.).

Однако видим, когда Бог проявлял и Свое милосердие, когда человек заслуживал смертной казни (Рим. 5:8, Иоан. 8:1-11). Например, Давид прелюбодействовал и совершил убийство, но Бог не отобрал у него жизнь (1 Царств 11:1-5, 14-17; 2 Царств 12:13). Или, когда фарисеи привели к Иисусу женщину, которую должны были побить камнями за прелюбодеяние. Христос сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан. 8:7). Почему же?! Спросим себя: "Кто из нас не без греха?". В Библейском сюжете видим: они стали поочерёдно расходиться ... Здесь следует увидеть то, что Бог - как высшая инстанция и независимая сторона был Судьёй и выступал непредвзято к двум сторонам: фарисеям и к женщине блуднице. Видим то, что нельзя устраивать самосуд - судить себе подобного. Затем Господь отпустил эту женщину с напутствием ... Этот пример не должен рассматриваться так, что Иисус отменил смерть во всех случаях. Христос показал лицемерие фарисеев, где каждый судя другого должен посмотреть прежде и на се6я. Они пытались обвинить Иисуса в нарушении законов Ветхого Завета и им, по сути, была абсолютно безразлична судьба девушки. Если нет, то где же был тот, с которым она согрешила?

Новый Завет - как практическое учение и руководство, существенно отличается от Ветхого Завета. Действие Нового Завета иллюстрирует то, что для христианского сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью, а истинный - справедливый и без предвзятый суд только Божий.

Нужно признать, что Господь наделил правительство властью определять самым жестоким преступникам, следует ли им выносить смертный приговор, или право выносить иные решения (Бытие 9:6; Римлянам 13:1-7).

Вопрос об смягчении наказания, замены смертной казни на пожизненное заключение - отмене или неприменении смертной казни, вызывает неоднозначные чувства в народе и должен решаться обществом свободно, с учётом соображений охраны жизни благонамеренных членов общества, состояния пенитенциарной системы: правоохранительной, судебной, учреждений исполняющие наказания. На эту тему ведут дискуссии политики и обычные граждане, атеисты и верующие различных религий, преступники и законодатели.

Есть мнение, что пожизненное заключение взамен смертной казни за особо тяжкие преступления против жизни - наказание адекватно содеянному, так как быстрое лишение жизни более благо для преступника, нежели пожизненное заключение. Также, при пожизненном заключении есть возможность исправить имеющее место быть судебную ошибку. Но бедному государству дешевле убить.

Сегодня многие государства отменили смертную казнь или не осуществляют ее на практике. Отмена смертной казни даёт больше возможностей для собственного покаяния оступившимся. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, церкви приветствуют такие шаги государственных властей.

Наиболее частым видом смертной казни в современном мире является расстрел, смертельная инъекция, электрический стул, повешение, отсечение головы и побиение камнями.

По данным международной правозащитной организации «Amnesty International» («Международная амнистия») в мире остается все меньше государств, которые применяют в качестве высшей меры наказания смертную казнь. Свыше половины всех государств мира на сегодняшний день отменили смертную казнь в законодательном порядке либо не применяют её на практике. 80 государств отменили смертную казнь за все виды преступлений. 15 государств отменили смертную казнь за любые преступления, кроме исключительных случаев (таких как военные преступления). С 1990 года свыше 35 стран и территориальных образований отменили смертную казнь за все виды преступлений.


В разных странах процент граждан требующих сохранения смертной казни за умышленные убийства, в целом остается примерно одним и тем же на протяжении длительного времени. Однако, число ее сторонников за другие общеуголовные преступления - против государства, экономическую коррупцию, распространение наркотиков и др. постоянно снижается. Это свидетельствует о "смягчении нравов" людей, тенденцию к гуманизации общества и расширению прав человека на жизнь.

Аргументы, приводимые против смертной казни:

1. Всеобщая декларация прав человека признает право каждого человека на жизнь и категорически заявляет, что "никто не должен подвергаться пыткам или унижающим его достоинство обращению и наказанию" – Проблема смертной казни неотделима от проблемы прав человека.
2. Никакие "специфические" потребности общества не могут оправдать отмены священного права на жизнь.
3. Смертная казнь не является актом самообороны для предотвращения непосредственной угрозы жизни – Принцип самообороны имеет целью предотвратить непосредственную угрозу причинения ущерба в результате применения силы другими.
4. Нет бесспорных доказательств того, что угроза смертной казни оказывает сдерживающее влияние на преступника – В момент совершения преступления человек часто настолько напряжен, что не способен осознать последствий для себя собственных действий.
5. Аргумент справедливого возмездия за совершенное преступление, которое столь ужасно, что смертная казнь является единственным и необходимым ответом на него, характеризуется как варварский обычай мести и должен быть преодолен в современном обществе – Государство, которое претендует на то, чтобы быть гуманным, не может опираться на месть и жестокость.
6. В оправдание сохранения смертной казни часто приводятся требования общественного мнения. Но обеспечение прав человека никогда не должно зависеть от мнения большинства.
7. Иногда высказывается мнение, что отмена смертной казни удел лишь благополучных стран. В действительности же никаких объективных преимуществ в этом отношении у стран нет.
8. Наличие института смертной казни и существование в обществе специально назначаемой касты палачей, получающих за свою работу по уничтожению людей материальное вознаграждение, прямо и косвенно развращает и дегуманизирует общество.
9. Исполнение смертного приговора причиняет страдания не только семье преступника, но может стать тяжким бременем для близких жертвы, как бы причисляя их к тем, кто выносит это жестокое решение.
10. Смертная казнь не соответствует христианским постулатам нравственности о бесценности и неприкосновенности человеческой жизни. Никто не вправе распоряжаться жизнью и смертью, кроме Создателя. Если убийца преступает заповедь "не убий", то это не значит, что для других, тем более для государства, открывается возможность нарушить ее.

Смертные приговоры, приводимые в исполнение от имени государства, затрагивают любого его гражданина, и поэтому каждый должен осознать, что такое смертная казнь, выносимая отчасти и от его имени. С другой стороны, не исключено, что вопрос о необходимости смертной казни когда-нибудь может прямо коснуться его самого или его близких и он должен будет дать на него не случайный ответ.


→   Смертная казнь

Для конкретного живого человека, а не социума в целом, оказавшегося перед лицом утраты близкого человека, обессмысливаются все расчеты в защиту жизни олицетворенной силы зла.

И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там!" (Екклесиаст).

«Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12) .


По теме:

Смертная казнь и христианство
Плоть вынуждает делать зло, которого человек не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ионна 2:15)


©Czesław List

Назад   →   Тайные страницы   Теология   Креатив   Ответы на вопросы  

Recent Posts from This Journal