Я

Всегда радуйтесь

draka_450

«Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия ... Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фес. 5:16-22)

" ... нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его, ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?" (Екклесиаст).

Каждый человек знает, что он не идеален, но в глубине души все уверены, что он самый лучший. Поэтому все ненавидят критику , но воспринимают ее по-разному.

Люди, которые не позитивны, редко реагируют на критику конструктивно . Более болезненно к критике относятся трудолюбивые натуры, карьеристы и люди творческой профессии. Это связано с тем, что творческие личности и кто целиком отдает себя работе, редко бывают удовлетворены полученным результатом своего труда, а если его кто-то раскритикует, то человек теряет самообладание и бурно реагирует на критику . Такие реакции характерны людям амбициозным, и тем, которые высокого мнения о себе. Ненужные амбиции и высокая самооценка не дают им возможность трезво оценивать свои возможности и данные, получить пользу от критики или от похвалы.

Люди, которые не позитивны, редко реагируют на критику конструктивно . Более болезненно к критике относятся трудолюбивые натуры, карьеристы и люди творческой профессии. Это связано с тем, что творческие личности и кто целиком отдает себя работе, редко бывают удовлетворены полученным результатом своего труда, а если его кто-то раскритикует, то человек теряет самообладание и бурно реагирует на критику . Такие реакции характерны людям амбициозным, и тем, которые высокого мнения о себе. Ненужные амбиции и высокая самооценка не дают им возможность трезво оценивать свои возможности и данные, получить пользу от критики или от похвалы.

Иногда одно критическое замечание сделанное в ваш адрес может испортить настроение на целый день. Первой реакцией в ответ на замечание появляется острое желание обидеться и уйти навсегда, а чаще сказать что-то неприятное в ответ. Оба варианта хорошими не назовешь, потом придется переживать не только из-за критики, но и из-за своих высказанных слов и поступков. Чтобы воспринимать критику без лишних эмоций, психологи советуют научиться видеть ситуацию со стороны. Когда мы смотрим на себя и критикующего со стороны, то можем правильно дать оценку поведений обоих и выбрать собственную реакцию поведения. Собственная правильная реакция поведения на критику уникальная у каждого человека .

Когда вас критикуют, то прежде вы должны понять и осознать, обоснована ли критика или нет. Для этого надо постараться понять, что имеет в виду тот, кто критикует. Полезно бывает выслушать до конца критикующего и затем переспросить его, правильно ли вы поняли суть критики. Такой вопрос снимет напряжение и уменьшит агрессию, даст вам возможность разобраться в том, обоснована критика или нет. Если критика не обоснована, надо вежливо ответить критикующему человеку , сообщая о том, что данная критика к вам не относится. Важно не испортить отношений с критикующим человеком , не усугублять конфликт и достойно выйти из сложившегося положения. Не стоит спорить, а надо спокойно признавать право человека критиковать, но при этом стараться не брать критику на себя. Это обезоруживает критикующую сторону. Так проще всего прекратить словесный запас критикующего и оградить себя от очередного шквала упреков.

Существуют люди критикующие человека только ради самой критики. Цель их критики унизить и расстроить человека , чтобы иметь возможность манипулировать им. Чаще всего к такой критике прибегают мужчины, чтобы оказать давление. Критикуя, они внушают чувство вины и благодарности, снижая тем самым их самооценку. Не стоит такую критику воспринимать всерьез, лишь надо использовать эту информацию для усовершенствования себя. Психологи советуют применить прием защиты, который заключается в том, что вы представляете, будто вокруг появилась невидимая стена, ограждающая вас от внешней агрессии. Имея такое представление, вы не обращаете внимания на все происходящее вокруг вас. Очень часто, не получив ожидаемого отпора, агрессор с критикой остывает, а иногда через какое-то время может придти с извинениями.

Конструктивная критика актуализирует наши внутренние ресурсы, обнаруживает наш потенциал и раскрывает еще сильнее наши возможности. Когда нас критикуют, мы обычно слышим не конкретные вещи, а общие обвинения. Например, когда нам говорят, что мы что-то неправильно сделали, мы воспринимаем это, как будто высказали нашу отрицательную сторону характера. Человеку свойственно преувеличивать масштабы услышанной в свой адрес критики. Но на самом деле чаще всего осуждают не наши черты характера, а какой-то отдельный поступок, которую вполне можно исправить. Недостатки есть у всех, ошибку совершить может каждый, но только не все могут принять их.

Оценка себя - личное дело каждого человека. Как бы ни было обидной критика, это всего лишь мнение другого человека, стоящего перед вами. Принимайте критику, как личное мнение, как субъективный взгляд со стороны, который имеет полное право на существование. Если критика оказалась для вас неприятной, но правдивой, есть смысл принять меры и изменить ситуацию. Если же вы считаете себя выше всякой критики, тем более, нет места беспокойству и гневу – “собаки лают, а караван идет”, как говорится. Оценивая себя трезво, вы перестанете воспринимать похвалы как должное, а критику, как личную обиду. Похвалы обретут для вас бОльшую ценность, т.к. вы станете получать от них настоящую радость. Они не повлекут за собой завышенную самооценку, а станут заслуженной наградой.

©Czesław List

Назад   →   Ответы на вопросы